Детский тренер СШОР «Буревестник» Гуз Александр Сергеевич — о проблемах детско-юношеских спортивных школ, образовании футболистов и важности тренировочного процесса.

 

 

 

Как долго вы в футболе и цвета каких клубов защищали?
В футболе я практически всю свою жизнь. С трех лет убегал со старшими ребятами на поле, и там играли в футбол. В детстве занимался в детско-юношеских спортивных школах. Большую часть времени провел в СШОР «Москвич». После выпуска играл в ЛФК (любительских футбольных коллективах). На профессиональном уровне мне поиграть не удалось.

Какими качествами надо обладать, чтобы стать детским тренером?
Здесь нужно понимать, что нельзя просто взять и стать тренером. Даже после получения тренерской лицензии, вы не станете тренером. Это процесс. Становление. Тренер учится всю свою жизнь. У тренера должна быть постоянная тяга к развитию, знаниям в абсолютно разных отраслях. Тренер — это в первую очередь педагог, он должен знать и применять основные принципы и методы обучения в тренировке, хорошо разбираться в психологии спортсменов. Вне всяких сомнений, тренер должен быть профессионалом и разбираться в таких науках как: анатомия, физиология, биомеханика, биохимия. Тренер должен постоянно совершенствоваться как личность, быть целеустремленным и точно и четко понимать к чему он движется. У каждого тренера есть свое видение игры и тренер должен требовать от своих подопечных выполнения основных принципов игры.

Как родителю себя вести? Можно ли что-то советовать ребенку от себя, или это
вмешательство в работу тренера и не совсем правильно?

В спорте существует такой треугольник. На вершине располагается «ребенок», в основании треугольника «тренер» и «родители». Взаимодействия между участниками этого треугольника, имеет существенное значение в развитии ребенка. Тренеры и родители должны понять компоненты взаимоотношений, такие как: взаимное доверие, сотрудничество, поддержка и коммуникация. Такие компоненты способствуют
существенному повышению уровня ребенка.

Сейчас очень много времени занимают гаджеты. Как ты считаете, стоит ли ограничивать их использование игрокам?
В современно мире трудно представить себя без гаджетов. Технологии сейчас проникают во все сферы деятельности человека. Современный смартфон содержит в себе множество необходимых приложений для комфортной жизни. Однако, когда ребята приходят к нам в школу, на тренировку, я прошу их выключать телефоны, чтобы ребята уже переключались и настраивались на тренировочный процесс. Пусть лучше ребята в «живую» больше общаются между собой.

Многие говорят, что детская футбольная школа — инкубатор, где всех подгоняют под один формат и «убивают» личности. Согласны с таким мнением?
Каждый ребенок, по своему, уникален. У каждого свой характер, свои анатомо-физиологические особенности организма, свои психические качества. В футболе существуют некие модельные характеристики игроков, исходя из определенного амплуа футболистов. Так вот тренер, должен очень хорошо изучить своих футболистов, должен отчетливо видеть особенности своих футболистов и исходя из этих особенностей, подбирать ему амплуа, где ребенок сможет проявлять свои лучшие качества и тем самым расти и развиваться как личность.

Существует достаточно распространённая практика, когда детский тренер делает ставку на игрока физически более мощного, чем его сверстники, чтобы добиться результата. Как это изменить, чтобы не терялись таланты, немного отстающие в физическом развитии?
От части, я ответил на этот вопрос в предыдущем тексте. Все зависит от особенностей футболиста. Если ребенок не выделяется антропометрией, то, скорее всего, это так сказать «игровичек», с не плохой техникой и игровым мышлением. Таким ребятам приходится думать на футбольном поле, чтобы избежать контакта с более крупными ребятами. Если же ребенок рослый, фактурный, то, скорее всего он будет быстро бежать,
скорее всего, за счет длины шага, но будет менее техничен и координирован. Конечно, каждый тренер хочет иметь у себя в команде рослых, быстрых, техничных футболистов, да еще и с игровым мышлением. Но таких футболистов мало, как правило, такие футболисты находятся в «топовых» академиях и уже являются маленькими звездочками. Тренер должен исходя из особенностей своих игроков подбирать позиции и давать играть всем ребятам.

Насколько в футболе важна мотивация?
Мотивация важна не только в футболе, но и в спорте в целом. Тренер должен быть хорошим мотиватором и психологом. Тренер должен постоянно мотивировать и настраивать свою команду, воспитывать морально-волевые качества игроков. Не редко, в футболе, за счет морально-волевых качеств, переворачивались, а за тем и выигрывались матчи.

Какая система подготовки игроков в мире, для Вас является эталонной?

Систем подготовки спортсменов во всем мире очень много и все они разные. Насколько эффективна та или иная система подготовки сказать очень сложно, ведь дело не только в системе. Есть еще множество других факторов влияющих на воспитание профессиональных футболистов: географическое положение, климатические условия, история, экономическое и социальное положение и другие. В одном я убежден точно, что тренер должен очень тонко чувствовать своих футболистов и в зависимости от настроения команды где-то пошутить, похвалить команду, а где-то поругать или даже нагрузить футболистов. Тренер должен нащупать золотую середину, все должно быть в комплексе.

Чего хотите достичь как тренер?
Как детский тренер, работающий в системе детско-юношеского футбола, хочу воспитать футболиста.